К предыдущему уроку На обложку учебника К следующему уроку

1.1.2.4 Классификация шва, дагешей и слогов

Введем терминологию:

Объект классификации Разновидность Определение
Дагеш сильныйтот, который после "звучащей" огласовки, а не в начале слова и не после шва
легкийтот, который после шва либо в начале слова, но только в буквах группы "бегед-кефет" [1.1.1.4]
Шва подви­жныйтот, который при Б в слоге типа Б [1.1.2.3]
покоя­щийся тот, который при Б в конце слога типа БОБ или БООБ
Слог открытыйБО, БОО, а также Б
закрытыйБОБ или БООБ

Классификация дагешей уже нами рассматривалась [1.1.1.4], причем важно определить вид каждого дагеша прежде, чем слово будет переведено в обозначения Б и О [1.1.2.2]. Сейчас мы добавим два факта про легкий дагеш в буквах "бегед-кефет":

  • после шва он бывает только тогда, когда шва - покоящийся (и то не всегда [1.3.1.4]);
  • в начале слова он должен быть обязательно.

Классификация шва, как и классификация дагешей, отражает особенности древнего произношения:

  • подвижный шва обозначал очень короткий и невнятный гласный звук, похожий на [э];
  • покоящийся шва не читался никак - он обозначал полное отсутствие гласного звука.

Что касается классификации слогов, то в ее основу положен вопрос, кончается ли слог на согласный или на гласный звук. Открытыми считаются все кончающиеся на гласный, включая слог типа Б, который кончается на подвижный шва; закрытыми - все кончающиеся на согласный (Б после О).

  Не заблудитесь. Знаку Б может соответствовать:

  • первому Б в слоге - не только буква, но и вторая половина буквы с сильным дагешем;
  • последнему Б в закрытом слоге - не только буква с покоящимся шва, но и первая половина буквы с сильным дагешем.

  Отдельный случай. Хатафы мы будем рассматривать как разновидность шва. Поэтому каждый хатаф является либо подвижным, либо покоящимся шва.

  Итого. Мы встретили уже несколько явлений, которые отражают древнюю фонетику, но в современном произношении сгладились:

  • некоторые буквы, которые сегодня читаются одинаково [1.1.1.1];
  • большие и малые огласовки и хатафы [1.1.1.2] (а среди больших полные и неполные, которые даже в древней фонетике не отличались - разница между ними чисто грамматическая [2.4.4.2]);
  • подвижный и покоящийся шва;
  • сильный и легкий дагеш.

К великому сожалению, на взгляд обывателя эти явления представляют собой "тонкости", которые изучать не нужно, поскольку "сегодня читается все равно одинаково". К еще большему сожалению, многие преподаватели утверждают то же самое - про все те же явления, кроме разве что букв.

На самом деле понимание этих явлений крайне важно для изучения всей грамматики иврита. Тот, кто еще не выработал в себе привычку, увидев огласовку, тут же ее классифицировать, - читать наш учебник попросту не сможет.

Семитские языки [1.4.1.3], и иврит в том числе, отличаются тем, что в них при образовании и склонении слов все время меняются гласные и дагеши. Поэтому значительная часть изучения касается закономерностей изменения гласных и дагешей в зависимости от смысла того, что мы хотим сказать. Но правила эти формулируются в терминах, которые мы сейчас ввели. А именно:

  • чтобы применять правила, связанные с дагешем, надо знать, легкий ли он или сильный;
  • чтобы применять правила, связанные со шва, надо знать, подвижный ли он или покоящийся;
  • чтобы применять правила, связанные с другой огласовкой, надо знать, большая ли она, малая или хатаф.

Знание закономерностей, связанных с гласными, особенно важно потому, что обычно на иврите пишут без обозначения гласных и дагешей [3.1.1.1] и поэтому нужно уметь правильно расставлять их при чтении [3.1.1.3]. Именно наличие этих закономерностей как раз и делает возможным неогласованное письмо.


К предыдущему уроку На обложку учебника К следующему уроку