К предыдущему уроку На обложку учебника К следующему уроку

1.1.2.1 Ипостаси слова и информация, содержащаяся в них

Язык - это психологическая категория, существующая в сознании людей. Слова - это часть языка, поэтому они тоже располагаются в человеческом сознании.

У слов есть разные способы материального проявления [0.2.2] [0.2.3]. Основной и исторически самый древний способ - произнесение вслух. Собственно, возможность произносить вслух сочетания звуков, несущие информацию, и была целью возникновения языка. Другой способ - запись при помощи знаков (которыми в иврите служат знаки букв и диакритические знаки [1.1.1.5]). Кроме того, слова можно изображать и другими способами, менее общепринятыми, например при помощи стенографии, фонетической транскрипции, азбуки Морзе и т.д.

Каждый из способов материального проявления слова (будем их называть ипостасями) несет только часть информации о слове. Например, на письме [3.1.1.1] как правило не обозначается ударение, тогда как при произнесении оно всегда ощущается. С другой стороны, на письме обозначается разница между такими звуками, которые в современном языке совпали, а в древности произносились по-разному, например сегодня по-разному пишутся и одинаково читаются тет и тав.

Каждую ипостась можно представить расположенной вдоль некоторой оси, будь то ось времени (для звучащего слова) или линия на бумаге, проходящая через написанные знаки в том порядке, в котором они читаются. Для разных ипостасей одного слова можно найти участки, соответствующие друг другу. Приведем пример слова с его разными ипостасями (столбцы таблицы) и с обозначением соответствующих друг другу участков (строки таблицы).

Полная информация (само слово) Ипостаси
Звучание Общепринятая запись (полное неогласованное письмо) Классическая орфография (неполное огласованное письмо)
[бевакашА]








бет с легким дагешем [1.1.1.4] б бет бет с дагешем
шва подвижный [1.1.2.4] и произносимый как "э" э   шва
бет корневой [1.4.1.1] в бет бет
патах а   патах
куф корневой с сильным дагешем к куф куф с дагешем
камац большой невыпадающий [1.3.1.2] а   камац
шин корневой ш знак шин (без точки) шин
камац большой ударный и hей А ударное hей камац и hей

Те элементы информации, которые отсутствуют в данной ипостаси, будем считать подразумевающимися, ибо их можно восстановить по другим ипостасям. В таблице видно, что в некоторых клетках содержится меньше информации, чем в других клетках той же строки.

Когда человек говорит или пишет, он использует для общения не вс¸ слово, находящееся в мозгу, а только часть информации, содержащейся в слове. Ту информацию, которая не должна содержаться в соответствующей ипостаси, он оставляет при себе. (Вопрос о том, что именно отбрасывать, в какой-то мере решается в момент речи. Иногда во избежание путаницы может понадобиться отметить на письме ударение, а иногда - в устной речи сделать примечание о том, как слово пишется.) Когда он слушает или читает, он интуитивно восстанавливает информацию, отброшенную собеседником или автором текста, и догадывается, какое слово тот имел в виду.

Для нужд грамматического описания иврита нам понадобится выбрать такую ипостась, в которой содержалась бы вся информация, важная с точки зрения грамматики. Больше всего (хотя и не идеально) для этой цели подходит классическая орфография. В нашем учебнике изложение ведется в терминах классической орфографии, а правила перехода от нее к другим ипостасям даны в разделе 3.1.

Кое-какие элементы нам придется добавить к классической орфографии. А именно:

  • в классической орфографии обычно не ставится ударение - мы при необходимости будем изображать его знаком < над буквой, как это делают в иврите;
  • в классической орфографии одинаково изображаются малый и большой камац - мы будем обводить малый камац в кружок [1.1.1.2].

  Не заблудитесь. Как видно из приведенной выше таблицы, даже запись по классической орфографии со сделанными нами добавками содержит меньше информации, чем само слово. Для некоторых правил, которые будут изучаться дальше, важно отличие букв корневых от некорневых, огласовок выпадающих от невыпадающих и т.д.


К предыдущему уроку На обложку учебника К следующему уроку